Успех деятельности любого коммерческого предприятия – это своеобразная разведка, а именно организованные должным образом маркетинговые исследования рынка.
Рабочим инструментом данных мероприятий является прикладная социология, поскольку в исследованиях важны не только количественные, но и качественные показатели.
Данная наука позволяет фиксировать поведенческие мотивы, предпочтения и желания потребителей и конкурентов в условиях сформированной на рынке экономике.
Как и все другие изучения, маркетинговые состоят из сбора информации, ее обработке, анализу и формированию рекомендаций для управленческих решений.
Данная процедура предполагает изучения всех базовых сегментов рынка: потребителей, продукции, реклама, конкуренты и другие аспекты в зависимости от поставленных задач.
Соответствие целям и задачам
Практика российского бизнеса показывает, что далеко не все предприятия проводят систематические и объективные маркетинговые исследования. Но наиболее успешные и крупные игроки осуществляют постоянный сбор информации, чтобы в каждый момент времени контролировать динамику рынка и своевременно реагировать на нее.
Данный факт говорит о том, что этот вид деятельности необходим любому предприятию и призван обеспечить его успех, поскольку эффективные управленческие решения не могут базироваться на интуиции, логике и рассуждениях.
Только плановый маркетинг призван обеспечить устойчивую позицию компании на рынке.
Стратегические решения должны основываться на следующей информации:
- четкого понимания настоящее местоположения и перспектив продукта на рынке;
- проработанных схем, определяющих предпочтения, потребности и желания имеющихся и потенциальных потребителей;
- понимание эффективности действий компании по продвижению продукции на рынке;
- выбор действенных и оптимальных мероприятий, способных повысить уровень продаж товаров компании;
- понимание слабых и сильных сторон предприятия относительно конкурентов;
- понимание эффективных способов взаимодействия с конкурентами, либо противоборства им;
- понимание рекламных методов, которые наилучшим образом создают реноме продукции;
- понимание методов создания лояльности потребителей к компании и товару.
Изучение потребителей
Маркетинговые исследования потребителей предполагают понимание данных участников рынка, как свободных и независимых граждан, поведение которого на рынке преследует конечную цель – приобретение определенного товара или услуги.
Конкретная продукция отвергается или принимается в соответствии с запросами. Вот эти запросы в первую очередь и изучаются специалистами.
В ходе исследований предполагается свободное поведение потребителя с предложением ему очевидной выгоды, как в качественных характеристиках товара, так и в отношении стоимости.
Мероприятия проводятся, как путём опросов и наблюдений, так и с помощью моделирования ситуаций. В ходе исследований должны быть получены следующие данные:
- Существует ли представление у потребителей об определенном продкте;
- Знает ли он основные характеристики товара или услуги;
- Существуют ли у него негативное восприятие продукции и в чем оно выражено;
- Придерживается ли он определенным продуктам или их выбор ситуативен;
- Какие ассоциации вызывает у него товар или услуга.
Поиск рекламной стратегии
Маркетинговые исследования в рекламе, в первую очередь, сопряжены с установлением шансов и рисков. Определяются конкретные рынки, определенная аудитория потребителей и их запросы. Маркетинговые исследования рекламной деятельности изучают следующие позиции:
- адекватность выбора рекламных средств;
- изучение эффективности рекламной деятельности компании в целом;
- изучение уже проведенных компанией рекламных мероприятий, в том числе и экспериментальных;
- определение эффективности воздействия на поведение потребителей;
- определение параллельных действий через несколько каналов и их эффективности.
Правильно проведенные мероприятия дают экономический эффект путем снижение затрат на рекламу при максимальной оптимизации возможного потребительского спроса.
Внедрение в конкурентную среду
Маркетинговые исследования конкурентов каждая компания должна проводить постоянно и систематически. Это во многом определяет стабильность положения на рынке. Маркетинговые исследования ваших конкурентов позволяют постоянно фиксировать их деятельность, их успехи и неудачи.
Анализируя данные возможно, построить свой путь к успеху «на чужих ошибках». Исследования происходят по следующим параметрам:
- позиционирование конкурента;
- экспертиза официальной страницы в интернете;
- маркетинговое исследование товаров;
- оценка качества деятельности сотрудников компании;
- оценка качества предоставляемого сервиса;
- оценка качества рекламной деятельности;
- оценка качества деятельности конкурента по лояльности потребителей.
Эксперимент с продукцией
Маркетинговое исследование товара состоит из двух частей: изучение выпускаемых марок продукции и анализ новых. В данном случае наиболее оптимальных результатов дает сочетание качественных и количественных исследований. Этими изучениями систематически занимаются даже те производители, чьи товары максимально успешны, например, «Кока-кола» или «Киа».
Данные мероприятия позволяют учитывать все постоянно изменяющиеся тенденции рынка и сохранять позиции марки, либо непосредственно товара стабильно успешным.