Маркетинговые исследования рынка и потребителей

Успех деятельности любого коммерческого предприятия – это своеобразная разведка, а именно организованные должным образом маркетинговые исследования рынка. Рабочим инструментом данных мероприятий является прикладная социология, поскольку в исследованиях важны не только количественные, но и качественные показатели. Данная наука позволяет фиксировать поведенческие мотивы, предпочтения и желания потребителей и конкурентов в условиях сформированной на рынке экономике.

Как и все другие изучения, маркетинговые состоят из сбора информации, ее обработке, анализу и формированию рекомендаций для управленческих решений. Данная процедура предполагает изучения всех базовых сегментов рынка: потребителей, продукции, реклама, конкуренты и другие аспекты в зависимости от поставленных задач.

Соответствие целям и задачам

Практика российского бизнеса показывает, что далеко не все предприятия проводят систематические и объективные маркетинговые исследования. Но наиболее успешные и крупные игроки осуществляют постоянный сбор информации, чтобы в каждый момент времени контролировать динамику рынка и своевременно реагировать на нее.

Данный факт говорит о том, что этот вид деятельности необходим любому предприятию и призван обеспечить его успех, поскольку эффективные управленческие решения не могут базироваться на интуиции, логике и рассуждениях. Только плановый маркетинг призван обеспечить устойчивую позицию компании на рынке.

Стратегические решения должны основываться на следующей информации:

  • четкого понимания настоящее местоположения и перспектив продукта на рынке;
  • проработанных схем, определяющих предпочтения, потребности и желания имеющихся и потенциальных потребителей;
  • понимание эффективности действий компании по продвижению продукции на рынке;
  • выбор действенных и оптимальных мероприятий, способных повысить уровень продаж товаров компании;
  • понимание слабых и сильных сторон предприятия относительно конкурентов;
  • понимание эффективных способов взаимодействия с конкурентами, либо противоборства им;
  • понимание рекламных методов, которые наилучшим образом создают реноме продукции;
  • понимание методов создания лояльности потребителей к компании и товару.

Изучение потребителей

Маркетинговые исследования потребителей предполагают понимание данных участников рынка, как свободных и независимых граждан, поведение которого на рынке преследует конечную цель – приобретение определенного товара или услуги. Конкретная продукция отвергается или принимается в соответствии с запросами. Вот эти запросы в первую очередь и изучаются специалистами.

В ходе исследований предполагается свободное поведение потребителя с предложением ему очевидной выгоды, как в качественных характеристиках товара, так и в отношении стоимости. Мероприятия проводятся, как путём опросов и наблюдений, так и с помощью моделирования ситуаций. В ходе исследований должны быть получены следующие данные:

  • Существует ли представление у потребителей об определенном продкте;
  • Знает ли он основные характеристики товара или услуги;
  • Существуют ли у него негативное восприятие продукции и в чем оно выражено;
  • Придерживается ли он определенным продуктам или их выбор ситуативен;
  • Какие ассоциации вызывает у него товар или услуга.

Поиск рекламной стратегии

графикМаркетинговые исследования в рекламе, в первую очередь, сопряжены с установлением шансов и рисков. Определяются конкретные рынки, определенная аудитория потребителей и их запросы. Маркетинговые исследования рекламной деятельности изучают следующие позиции:

  • адекватность выбора рекламных средств;
  • изучение эффективности рекламной деятельности компании в целом;
  • изучение уже проведенных компанией рекламных мероприятий, в том числе и экспериментальных;
  • определение эффективности воздействия на поведение потребителей;
  • определение параллельных действий через несколько каналов и их эффективности.

Правильно проведенные мероприятия дают экономический эффект путем снижение затрат на рекламу при максимальной оптимизации возможного потребительского спроса.

Внедрение в конкурентную среду

Маркетинговые исследования конкурентов каждая компания должна проводить постоянно и систематически. Это во многом определяет стабильность положения на рынке. Маркетинговые исследования ваших конкурентов позволяют постоянно фиксировать их деятельность, их успехи и неудачи.

Анализируя данные возможно, построить свой путь к успеху «на чужих ошибках». Исследования происходят по следующим параметрам:

  • позиционирование конкурента;
  • экспертиза официальной страницы в интернете;
  • маркетинговое исследование товаров;
  • оценка качества деятельности сотрудников компании;
  • оценка качества предоставляемого сервиса;
  • оценка качества рекламной деятельности;
  • оценка качества деятельности конкурента по лояльности потребителей.

Эксперимент с продукцией

Маркетинговое исследование товара состоит из двух частей: изучение выпускаемых марок продукции и анализ новых. В данном случае наиболее оптимальных результатов дает сочетание качественных и количественных исследований. Этими изучениями систематически занимаются даже те производители, чьи товары максимально успешны, например, «Кока-кола» или «Киа». Данные мероприятия позволяют учитывать все постоянно изменяющиеся тенденции рынка и сохранять позиции марки, либо непосредственно товара стабильно успешным.

Автор: Наталья Шибанова