Классификация маркетинга по типам и формам

Согласно современным справочникам по экономическо-управленческим дисциплинам в настоящее время выделяют более 60 видов маркетинга.

Если подробно рассматривать формы маркетинга, можно выделить порядка 20 основных, остальные типы будут отличаться по способу продвижения продукции либо «продвинутыми» названиями.

Завоевание международного рынка

Международный маркетинг успешно применяют и совершенствуют конгломераты – компании, для которых весь мир представляется единым рынком.

При этом не делается акцент на географическое положение страны, национальные традиции, образ жизни населения. Наиболее часто используемые виды:

  • ЧастиИмпортный. Основная его цель – начать и постоянно расширять активный ввоз продукции, товаров из-за границы, привлечение иностранного капитала и трудовых ресурсов.
  • Основная характеристика экспортного маркетинга – предварительное детальное изучение потенциального рынка сбыта. Как правило, при экспортном маркетинге мониторинг спроса потенциальных покупателей происходит систематически, тщательно анализируется. Это необходимо для того, чтобы оперативно реагировать на снижение покупательской потребности и менять маркетинговые инструменты для поддержания стабильного уровня продажи продукции.
  • Многонациональный – основывается на единой политике компании при распространении своего товара, бренд которого известен всему миру. Например, «ПЕПСИ».
  • Международный производственный маркетинг регламентирует промышленно-производственное сотрудничество между странами. Например, строительство заводов, фабрик иностранной компанией и привлечение внутренних трудовых ресурсов для производства.
  • Инвестиционный – определяет взаимодействие по привлечению либо вывозу капиталов на уровне импорта/экспорта инвестиционных программ.

Эффективное экономическое и политическое взаимодействие – такова главная характеристика глобального международного маркетинга. Без взаимного сотрудничества стран невозможно успешное продвижение товаров внутренних производителей на внешний рынок и наоборот.

Продвижение товаров и услуг в коммерческих целях

Если в целом рассматривать основные типы маркетинговых исследований и мер, можно выделить коммерческий и некоммерческий вид. Коммерческий маркетинг в итоге должен способствовать получению прибыли, то есть реальных денег. Продвигать можно либо товар, либо услуги – цель остается единой – деньги.

  • Концентрированный маркетинг особенно привлекателен для предприятий малого бизнеса, так как основные усилия направлены на детальные исследования узкого рынка сбыта. При этом крайне важен хороший имидж организации и высокое качество предлагаемой услуги либо товара.
  • Дифференцированный и недифференцированный. В первом случае компания стремится завоевать сразу несколько сегментов рынка с уникальным товаром либо специфической услугой. Недифференцированное продвижение отличается тем, что нет уникальности и специфичности в предложении, есть активная (иногда даже агрессивная) реклама предлагаемой продукции, рассчитанной на массовое потребление.
  • Массовый – продвижение одного продукта, как правило, довольно известного. Главная характеристика этого вида – финансовые затраты на рекламу и продвижение, поэтому массовый маркетинг применяется, как правило, крупными компаниями, имеющими достаточно объемный рекламный бюджет.
  • Сетевой или многоуровневый маркетинг – известный своими противоречиями тип. Получение прибыли базируется на двух потоках. Первый – продвижение непосредственно товара, обязательно качественного и успешно реализуемого (популярного). Второй – активное привлечение дистрибьюторов. Этот массовый маркетинг (с точки зрения количества привлеченных продавцов) строится, в первую очередь, на личных связях и рекомендациях. Приветствуется и личное отношение дистрибьютора к товару, то есть, «сам пробовал – качество и результат отменные».
  • Онлайн-маркетинг, стремительно развивающийся в последнее десятилетие благодаря Интернету. Позволяет при достаточно приемлемых затратах охватить большую целевую аудиторию. Интеграция с социальными сетями, мониторинг поисковых запросов, аналитика ключевых фраз – достаточно много составляющих для глубокого исследования спроса пользователей и вывода на рынок новой услуги либо продукции.
  • Пробный коммерческий маркетинг ставит задачу предварительно узнать перспективы продвижения товара или услуги в выбранном сегменте рынка.

Прямые типы маркетинга в основных чертах отличаются по способу предложения услуги или продукции покупателю.

Например, почтовый – рекламные буклеты высылаются непосредственно на адрес потенциального клиента. По каталогу (достаточно массовый маркетинг по количеству известных компаний, применяющих его) – каталоги продукции (одежда, посуда) также присылаются на дом будущему клиенту.

Как правило, в обычных магазинах редко можно найти товар, предлагаемый в каталогах. Известный производитель высококачественного кухонного оборудования «Цептер», например, завоевал достаточно серьезную долю рынка благодаря адресной рассылке каталогов своей продукции.

Основные виды маркетинга, используемого для увеличения объема продаж, имеют и общие черты и различаются в деталях. Инструменты воздействия на покупателей или пользователей услуг также могут быть схожими (как и типы маркетинга), однако по степени применения и затратам на них отличаться будут значительно.

Некоммерческое продвижение

Избирательная урнаНаряду с продвижением товаров и услуг в коммерческих целях предприятия могут использовать и некоммерческий маркетинг.

Например, политический маркетинг наиболее известен благодаря его активному применению в период выборов. Целью мероприятий является создание благоприятного имиджа для конкретной персоны либо для политической партии или движения в целом.

Подразумевает детальное изучение потребителя: интересы в зависимости от возрастной категории, финансовые возможности, перспективы на будущее – все эти аналитические данные позволяют в конечном итоге завоевывать признание целевой аудитории. Как говорится, «дам вам то, чего вы так долго ждали».

Социальный маркетинг эффективно используется государственными службами и департаментами.

Например, пропаганда борьбы с алкоголизмом, курением или наркотиками; призывы к соблюдению правил дорожного движения, федеральные государственные программы по адаптации инвалидов, привлечение к проблемам детей-сирот и так далее.

Все эти мероприятия являются действенными инструментами социальной политики государства.

Как правило, целью социального маркетинга не является получение денежной прибыли (хотя бы напрямую такой цели не ставится), однако результаты его впечатляют.

Различные по возрасту, полу и социальному статусу люди становятся практически едиными в своем мнении по тому или иному вопросу, продвигаемому в данном случае Правительством РФ. Направление на духовность, повышение социальной ответственности – таковы цели, преследуемые и воплощаемые государством и в государственном же масштабе.

Типы маркетинга, используемые в современной экономике, постоянно совершенствуются. Ошибочно в некоторой степени считать каждый новый способ продвижения новым видом, скорее это просто способ достижения поставленной цели.

Хотя, в последние годы стало модным давать модные названия «продвинутым» методам, все вероятно помнят пресловутый «вирусный маркетинг».

Изучение детально основных типов маркетинговых исследований, их характеристик и инструментов позволит в достаточной степени довольно успешно комбинировать их в своей деятельности, что даст возможность получить прибыль быстрее и с меньшими затратами.