Основные понятия науки маркетинга

Как известно, термин «маркетинг» зародился в США. Специалисты обычно связывают американский маркетинг с 5-ю основными концепциями. Концепции считаются самыми общими методами для решения задач по сбыту на разных рынках.

Обзор концепций

Рассмотрим эти концепции:

  • Совершенствование производства. Потребители будут приобретать распространенные и недорогие товары, и компания должна заняться совершенствованием системы распределения и производства.
  • Совершенствование товара. По этой концепции потребители приобретают только лучшие товары, поэтому компания должна повысить качество товара.
  • Интенсификация коммерческих усилий. Потребители не будут покупать товары компании в надлежащих количествах, если та не будет стимулировать сбыт.
  • Чистый американский маркетинг. Для того чтобы достичь своих целей, компания должна удовлетворить потребности целевых рынков, используя более эффективные способы по сравнению с конкурентами.
  • Социально-этический маркетинг. Компания должна постараться не только удовлетворить потребителей, но и обеспечить благополучие всего общества.

Применяемые инструменты

Инструментарий маркетинга – это средства организации, которые она использует, чтобы влиять на рынок. Рассмотрим основные инструменты маркетинга:

  • НаукаКачество продукта. Это характеристики, по которым оценивают продукцию (надёжность, долговечность, дизайн, транспортабельность, условия продажи и др.).
  • Ассортимент. Это количество номинаций продукции. Чем больше количество типоразмеров на каждую номинацию, тем более высокая вероятность продажи продукции.
  • Цена. На этот сложный инструмент оказывают влияние самые разные факторы (спрос, себестоимость и пр.). Проанализировав эти факторы, можно установить окончательную цену.
  • Реклама. Говоря об инструментарии маркетинга, нельзя пройти мимо этого инструмента. Реклама должна обеспечить привлечение потребителей продукции через газеты, радио, телевидение и др.
  • Упаковка. Для некоторых видов продукции является одним из самых важных элементов.

Маркетинговый цикл на предприятии

Успешный комплекс маркетинга на предприятии предполагает связь экономических задач предприятия, его внешней и внутренней среды с потребностями рынка и отдельных лиц. Эта задача решается маркетинговым циклом, состоящим из 5 блоков:

  • Ситуационный анализ. Определяется общее положение дел на предприятии, и предлагаются решения для улучшения его.
  • Маркетинговый синтез. Оцениваются цели предприятия – принимается решение по поводу того, почему нужно действовать подобным образом, и определяется иерархия целей.
  • Стратегическое планирование. Выдвигаются стратегии, которые определяют порядок требуемых действий для достижения результата. Из них выбирается наиболее эффективная стратегия. Это важнейшая составная часть комплекса маркетинга на предприятии.
  • Тактическое планирование. Составляется тактика – определяется алгоритм действий. Разрабатывается оперативный план, где конкретно проясняется, как нужно выполнять эти действия.
  • Контроль маркетинговой деятельности. Это сбор сведений об эффективности работы предприятия. Даётся оценка успешности работ, выполненных в ходе маркетинговой деятельности.

Рассмотрим комплекс маркетинга на примере полевых исследований. Основными компонентами полевых маркетинговых исследований являются наблюдение, эксперимент и опрос:

  • Наблюдение. Это методика сбора первичных сведений, когда исследователь непрерывно наблюдает за обстановкой и людьми.
  • Эксперимент. Это методика отбора групп субъектов, которые сопоставимы между собой, чтобы создать для этих групп разную обстановку, проконтролировав переменные составляющие и определив значимость отмеченных различий.
  • Опрос. В нём сочетаются элементы наблюдения и эксперимента. Как правило, он весьма эффективен при реализации описательных методов исследований.

Этот краткий обзор комплекса маркетинга на примере полевых исследований позволяет составить представление о общих принципах маркетинга.

Книги

Четыре основных компонентов маркетинга применяют для раскрутки на рынке товаров/услуг:

  • Реклама. Это метод раскрути товаров/услуг в СМИ (радио, газеты, журналы, телевидение и др.). Не менее 50 % маркетинговых ресурсов необходимо выделить на рекламу. Это основное средство для достижения спроса. Она полностью контролируется сбытовиком и оказывает влияние на множество людей.
  • Раскрутка товара. Это событие, для которого требуется присутствие публики (различные конкурсы, праздничные мероприятия и др.). На неё выделяется не менее 20 % маркетинговых ресурсов.
  • Паблисити. Это освещение конкретных тем в новостных разделах или редакционных статьях, которое реализуется бесплатно. На него выделяется не менее 10 % маркетинговых ресурсов. Это не самый эффективный из компонентов маркетинга, но с его помощью можно наиболее интенсивно распространить информацию о товарах и услугах.
  • Конкурсы. Это эффективный маркетинговый компонент, на который выделяется до 20 % маркетинговых ресурсов.

В целом стоит отметить многообразие компонентов и инструментов американского маркетинга, которые обеспечивают его высокую эффективность.