Подводные камни благотворительности и спонсорства

Спонсорство и благотворительность являются необходимыми и весьма важными источниками помощи нуждающимся и бедствующим, а так же финансирования таких сфер, как культура, здравоохранение и образование. В Российской Федерации эта деятельность до сих пор недостаточно развита, в сравнении с экономически благополучными государствами, где пожертвования компаний и отдельных граждан являются существенной поддержкой вышеперечисленных категорий.

Законодательная база развитых государств поощряет спонсорство и благотворительность, значительно снижая налоги.

Как дела в России

В России данная тема на сегодняшний день весьма актуальна, но связана с рядом проблем, в основном завязанных на несовершенстве федерального законодательства в данном направлении.

групповое фото

Спонсорство и благотворительность не имеют в российской законодательной базе четких определений. И в законах они имеют следующие термины: «добровольная деятельность», «бескорыстная передача» и «безвозмездные условия». Само же определение данной деятельности в законодательстве отсутствует.

Это приводит к смешению понятий, и спонсорская деятельность может быть рассмотрена тождественной благотворительности. Хотя в российском законе «О рекламе» дело обстоит иначе, и спонсорство рассматривается, как один из способов рекламной деятельности. Соответственно и определяется не как «бескорыстная помощь», а как «особые экономические взаимоотношения». Спонсор выступает рекламодателем, а спонсируемый – распространителем рекламы, где каждая из сторон несет соответствующие обязательства. Таким образом, законодательство признает спонсорские средства платой за рекламу.

Невыгодная добровольная деятельность

Итак, согласно вышеизложенным фактам оказание благотворительной помощи в Российской Федерации не может быть выгодной ни в коей мере, а спонсорство трансформируется во взаимовыгодные деловые отношения.

Исходя из такого положения дел, многие компании занимаются спонсорской деятельностью, тем самым формируя их позитивное восприятие потенциальными клиентами.

Но и в этом случае, благодаря, особенностям российского законодательства (особенно налогового) предполагаемое «взаимовыгодное сотрудничество» становится и не выгодным и просто откровенно убыточным:

  • взаимоотношения спонсора и спонсируемого должны быть официально зафиксированы достаточно сложным договором в юридическом отношении;
  • спонсируемый должен иметь право на занятие рекламной деятельностью;
  • спонсируемый в соответствии с законодательством вместе со спонсорскими средствами приобретает обязанность на уплату НДС, налога на прибыль по коммерческой деятельности, налога по рекламе и прочих налогов по части оказания услуг;
  • из предыдущего пункта вытекает положение, что у спонсируемого возникает обязанность вести учет всех полученных от спонсора средств.

Исключение составляет информационное спонсорство, поскольку оно предполагает отсутствие взаимных финансовых расчетов.

Уклонения от налогов

Все мероприятия были предприняты с тем, чтобы пресечь предприятиям возможности ухода от налогов. Это вполне позитивная ситуация, но которая в сфере благотворительности и спонсорства имеет «обратную сторону медали»: финансовая помощь от предприятий является непродуктивной. В российском законодательстве все бизнес мероприятия подлежат афишированию, фиксации и отчетности, в том числе и благие дела. Но при данном положении дел, само государство расходует средства: на военные нужны, на масштабные проекты, на содержание административного аппарата, на национальные программы и другое.

Иные сферы, а так же физические лица могут рассчитывать так же лишь на помощь государства, а, следовательно, попадают в довольно проблематичные ситуации. При обращении к иным структурам люди или организации, нуждающиеся в помощи, согласно российскому законодательству попадают в ситуацию: разработка спонсорского пакета со всеми вытекающими последствиями.

Но по большей мере корыстные и выгодные действия, избираемые предпринимателями, говорят о том, что они совершенно не готовы к тому, чтобы оказывать финансовую помощь безвозмездно. Организация благотворительных акций по большей мере превращается в ситуацию для прямого обогащения.

Статистика благотворительности

Хорошая реклама

По данным опроса, проведенного ВЦИОМом, в российском социуме отсутствует тенденция оказания помощи нуждающимся. А цифры таковы: половина россиян не участвует, и никогда не участвовала в благотворительной деятельности. На счета различных фондов и благотворительных организаций хотя бы раз в жизни вносили деньги лишь 4% наших соотечественников.

Так же 4% россиян хотя бы раз в жизни перечисляли деньги частным лицам, нуждающимся в материальной помощи. Еще 4% — участвовали в благотворительных культурных мероприятиях. А 3% россиян – хотя бы раз в жизни бесплатно работали на восстановлении памятников, в больницах или в детских домах. Из этих данных следует, что лишь до 5% россиян участвуют в благотворительной деятельности, в той мере и по тем же понятиям, как она реализуется во всем мире.

Спонсирование спорта

СтадионСпонсорство в спорте для Российской Федерации является достаточно развитым направлением. Поскольку спорт, как событие яркое и эмоциональное предполагает не только сообщение о продукте, или услуге, или самой компании на турнирах и соревнованиях, но более эффективное представление перед потенциальными потребителями. Спонсорство в спорте имеет несколько видов:

  • финансируются турниры, мероприятия или соревнования;
  • персональное спонсорство отдельных спортсменов;
  • рекламное участие на спортивных состязаниях.

Некоторые компании предпочитают брать спонсорские пакеты, то есть участвовать в нескольких направления одновременно. Базовое положение в данном вопросе для маркетинга – это разработка уникальной, яркой концепции, которая сразу бы выделялась из массы других.

Необходимые мероприятия по развитию

Но спорт – это одно из немногих направлений, которое разработано в спонсорском отношении. В целом же российское общество не понимает ценности и необходимости благотворительности и спонсорской деятельности. Слаба и общественная поддержка. Поэтому необходим ряд мер, для того, чтобы благотворительность и спонсорство развивались и нормально функционировали:

  • Грамотно выстроить и четко прописать законодательную базу в данном направлении;
  • Усовершенствовать налоговое российское законодательство, таким образом, чтобы те средства, которые получают нуждающиеся, не подвергались налогообложению;
  • Создать условия, чтобы предприниматели могли беспрепятственно осуществлять данную деятельность: поощрять их, не чинить им препятствий, предоставлять льготы;
  • Путем различных мероприятий развивать в российском обществе понимание необходимости и ценности данного направления;
  • Создавать фонды, которые будут прозрачно и открыто осуществлять свою деятельность;
  • Создать учреждения, которые будут заниматься фондами: контролировать их и держать под мониторингом;
  • Разработать и внедрить статью в УК РФ, которая бы предусматривала наказание за мошенничество в данном направлении.

Автор: Наталья Шибанова