Создание развивающего маркетинга

Развивающий маркетинг связан с формированием спроса на товары. Его применяют в условиях скрытого или непроявленного спроса, когда большинство потребителей не удовлетворенны продуктами, существующими на рынке. То есть, его цель – создание конкретного предложения.

Способы развития

Ключевыми стратегическими задачами этого типа маркетинга являются:

  • оценка размеров потенциальных объемов рынка;
  • разработка таких продуктов, которые максимально эффективно трансформировали бы потенциальный спрос в реальный.
Реклама

Скрытый непроявленный спрос есть всегда и в любой сфере. Например, каждый автовладелец хотел бы иметь автомобиль без выхлопных газов, каждый человек уютную квартиру в зеленном районе за небольшие деньги, каждая женщина – вкусные пирожные для похудения. Но производитель захочет удовлетворять лишь те потребности, которые и завтра будут иметь коммерческую выгоду. Этот вопрос исследуется и анализируется в маркетинге. Если результат оказывается положительным, то производитель начинает выпускать эту «таблетку счастья». Следовательно, маркетинг приступает к отработке образа новинки, проводит рекламные процедуры и продает пробные серии нового товара.

Методы развивающего маркетинга:

  • разработка и производство товаров и услуг, которые отвечают новым желаниям;
  • переход на новый качественный уровень, полностью удовлетворяющий желания потребителей;
  • использование инструментария коммуникаций разного уровня;
  • создание бренда, ориентированного на сегодняшние потребности потребительской аудитории.

Маркетолог, специализирующийся на развивающем маркетинге, должен уметь понимать потребности потенциальных клиентов, распознавать их скрытые спросы, а затем координировать все возможные функции маркетинга для развития производства и рынка в нужном направлении.

Известный предприниматель Джон Бин, основавший в 1904 году компанию, носящую его имя, говорил о потребителе так: «Самая важная персона, которая когда-либо заходила в наш офис или обращалась к нам письменно – это потребитель. Не потребитель зависит от нас, а мы от него. Именно потребитель является смыслом и целью нашей работы. Мы можем оказать ему услугу лишь в том случае, когда мы функционируем с заботой о нем. Не мы ему делаем одолжение, а он нам. В то время, когда пользуется услугами нашей компании.

Потребитель – это персона, над которой нельзя смеяться и с кем ни в коем случае нельзя спорить. Потребитель – это персона, которая приносит к нам свои желания. А наша функция заключается в том, чтобы их осуществить с выгодой для него и для нас».

Нестандартные примеры

Рассмотрим некоторые примеры развивающего маркетинга:

  1. Борьба с садово-огородными вредителями не утихает веками. Средства против насекомых пользуются повышенным спросом, но каждый дачник в тайне мечтает об максимально эффективном средстве, чтобы «раз и навсегда». Но таких средств не существовало, поэтому огородники и садоводы по нескольку раз за сезон обрабатывали растения различными препаратами. Но панацея видимо изобретена. Конструкторы из Гетеборга (Швеция) изобрели лампу особой конструкции, которая испускает импульсы, корректирующие биологический ритм насекомых. Причем прибор не убивает живые существа, а лишь отпугивает их. Лампе пророчат большое будущее.
  2. мужчина нажимает на кнопкуКосмическая эра, кроме великих достижений человечества принесла с собой вредные токсические компоненты ядерного топлива. И существование средств для их нейтрализации – насущная потребность еще с экспериментальных полетов. С тех пор прошло много лет и, казалось, решения проблеме не будет. Но КБТМ (Конструкторское бюро транспортного машиностроения) предложила размещать на космодромах абсорбционно-каталитическую установку. Она разлагает вредные компоненты на экологически безупречные вещества: воду, азот и углекислый газ. Необходимость нейтрализации отходов космических ракет будет актуальна всегда, то есть всегда будет обеспечен коммерческий доход.
  3. Потребность в длительной сохранности продуктов существовала с древних времен. Но стала реально возможной лишь в индустриальный технологический век. Компания «Хомипса» (Испания) является лидером этого направления. Эти разработчики инновационных упаковок продлевают годность использования продуктов на фантастические сроки. Одна из последних разработок компании – это хлеб, который сохраняет свежесть на протяжении 2-х лет. Применение этой разработки широко: армия, различные экспедиции, туристы и прочее.

Вперёд в будущее

Какое будущее у развивающего маркетинга? Массовое производство переживает в настоящее время глубокий кризис. Этому посвящена одна из глав книги американских экономистов Сейбла и Пиоре «Второй перевал индустриального развития». По их информации более 90% американцев имеют в своих домах все необходимое, в том числе тостеры, толщиномеры, «продвинутые» овощерезки и прочее. То есть население не нуждается в сервисе и информации, а так же самих товарах.

Даже в развивающихся странах, где еще сохраняется понятие дефицита, потребители все больше обращают внимание на качество товаров.

В таком случае единственным вариантом становится развивающий маркетинг, который только способен угадывать скрытые желания, разрабатывать товары и формировать спрос.

Как же можно на сегодняшний день сформулировать общие тенденции в желаниях потребительской аудитории? Эксперты выделяют следующие потребности:

  • Безопасность и спокойствие.
  • Решение проблем, не решаемых самостоятельно.
  • Максимальное удобство.
  • Общение.
  • Возможность возврата вещей, если они не подходят.
  • Возможность стать партнерами производителей.

Все существующие ниши и потребности довольно сильно заняты. В такой ситуации поиск новых потребностей уже не выглядит странной затеей.

Автор: Наталья Шибанова