Создание маркетинга без бюджета

«…Порой меня спрашивают, во что маркетологу эффективнее всего вложить небольшие суммы, одну-две тысячи рублей, чтобы эффект был максимальным. Мой обычный ответ: «В хорошие книги, это окупается быстрее всего» – Александр Левитас, международный бизнес тренер и консультант, эксперт по партизанскому (малобюджетному) маркетингу.

Идеи по реализации

ДартсКогда руководителю предприятия говорят о создании качественной рекламы или ведении эффективного маркетинга, то в первую очередь у него возникает вопрос – сколько это будет стоить, так как в его мыслях уже рисуются цифры с множеством нулей. А бывает ли маркетинг без бюджета? Ответ: да, маркетинг даже без денег (или с минимальным бюджетом) может принести хороший результат, в то время как, маркетинг без плана, без системы будет иметь нулевой эффект.

Для руководителей предприятий нужно сразу отметить, что сделать затраты на маркетинг нулевыми можно лишь в том случае, если всё делать самому. Решив использовать в работе инструменты «бесплатного маркетинга» все равно нужно принимать в расчет то, что как минимум зарплату маркетологу придется платить (а также оборудовать и предоставить ему рабочее место), и хоть иногда да напечатать самые простые информационные носители – листовки или визитки.

Перспективные направления развития

Причин, которые заставляют фирмы искать простые и дешевые пути для решения задач маркетинга, может быть много. И это не только финансовый кризис, после которого все компании и крупные, и мелкие стали выделять на рекламу очень скромные бюджеты. Конечно, в первую очередь о том, как составить план маркетинга с минимальным бюджетом думают новые компании в период старта бизнеса. Но далеко не всегда успех маркетинговых мероприятий зависит от количества потраченных денег. Поэтому даже когда бюджет исчерпан, опытный маркетолог может найти средства и способы для дальнейшего роста продаж.

Примеры успешного решения таких задач все чаще появляются и обсуждаются специалистами мирового уровня. Можно представить несколько направлений, которые они выделяют как основные для развития маркетинга на современном этапе.

  • Расчет стратегии и плана маркетинга – обеспечит создание и функционирование комплекса мероприятий и системы в работе маркетингового отдела.
  • Большая популярность интернета – один из источников и способов онлайн продвижения компании и товаров.
  • Внутренний маркетинг – когда фирма рассматривает своих сотрудников как внутренних клиентов и создает условия, дающие им удовлетворенность процессом работы и эффективные способы мотивации для достижения хороших результатов.
  • Клиентоориентированность – ориентация на потребности клиентов и поддержка обратной связи с ними.
  • Инновации в маркетинге, использование новых прогрессивных и недорогостоящих инструментов.

50 бесплатных инструментов

Один из самых известных практиков маркетинга Игорь Манн, в своей книги «Маркетинг без бюджета, 50 инструментов» дает простые, но очень действенные методы работы, для которых не требуется каких-либо значительных затрат. Он приводит примеры использования этих способов проверенные на собственном опыте. Это второе издание книги. Первая редакция 2009 года содержала 57 инструментов и продавалась по цене 8800 руб. Сейчас можно купить эту книгу всего за 1000 – 1300 руб. (или скачать онлайн в интернете). Взяв за основу эту книгу, можно получить готовый очень экономный, бюджетный план маркетинга, так как несложный расчет показывает, что один инструмент для компании обойдется всего порядка 20 рублей.

Главная идея и ценность этой книги, которую автор стремиться донести до читателей, это призыв не просто читать это как теоретический материал, а активно внедрять эти методы в ежедневной работе. Возможна даже разработка бюджета маркетинга по этой книге, так как каждую идею автор раскладывает на шаги и приводит конкретные примеры и стоимость, которые показывают простоту ее реализации на практике и подталкивают к действию:

  • Калькуляторцель;
  • сложность реализации;
  • стоимость;
  • кому поручить;
  • сроки «изготовления»;
  • как это работает на практике;
  • план внедрения;
  • а также пометки что важно, что читать по теме, кто эксперт в этой области и специальные «фишки».

Развитие бизнеса и план маркетинга

Золотая фраза Эрнеста Резерфорда: «У нас не было денег, поэтому приходилось думать», заставит задуматься всех, кто имеет цель и ищет пути ее реализации. Существует более 5 тысяч инструментов маркетинга, но обычно в компании используется не более 50. Поэтому нужно уходить от консервативных методов, искать и применять новые элементы. Чтобы бизнес работал нужно обратить внимание и включить в маркетинговый план мероприятия по следующим направлениям развития, которые для удобства использования Игорь Манн выделил как разделы в своей книге:

  • Бизнес-девелопмент.
  • Основные элементы комплекса маркетинга 5Р (за исключением одного элемента – продукта и/или услуги);
    • ценообразование;
    • продажи и каналы сбыта;
    • продвижение;
    • персонал
  • Интернет и PR занимают все большее место и выделяются в отдельное направление.
  • Клиентоориентированность – это когда именно сотрудники, процессы и продукты компании ориентируются на потребности и желания клиентов.

Бизнес-девелопмент

Основной принцип улучшать то, что есть и развивать новое. А для этого необходимо проверять и отбирать работающие методы, технологии и внедрять новые. Также необходимо измерять эффективность рекламы. В онлайне это сделать легче и для этого существует много доступных инструментов. Но также и в офлайне есть ряд инструментов эффективность которых можно отслеживать – это купонная реклама, телефонный и каталожный маркетинг, прямая почтовая рассылка и др. Один из наиболее простых способов поиска и сбора новых идей для бизнеса – привлечь сотрудников к разработке новых инструментов и приемов в работе, так называемых «фишек».

Ценообразование

Суть ценообразования можно проиллюстрировать словами Уоррена Баффета: «Цена – это то, что вы платите, а ценность – это то, что вы получаете». Поэтому обращая внимание клиента на ценность товара или услуги, а не на цену можно повысить ее стоимость в глазах клиента. Цена – расчет денежного эквивалента стоимости, а ценность – это воплощение желаний, ожиданий, эмоций и чувств… Это то, что нужно клиенту, то, чего он хочет.

Продажи

Если принять и понять одну идею, что быть продавцом должен каждый сотрудник фирмы, то можно существенно увеличить объемы продаж. При этом потребуется «вложить в голову, руки и ноги» каждого сотрудника информацию и материалы о компании – визитные карточки, рекламные материалы, образцы продукции и пр. Для этого не потребуется большой бюджет, а отдача может быть значительной. Как пример, отражающий действенность такого метода можно рассмотреть рейтинг решающих факторов, влияющих на выбор потребителей при выборе услуг:

  • 86% — признают самым надежным источником информации о товарах рекомендации от друзей или знакомых;
  • 30% — если знакомы с человеком, работающим в этой компании;
  • 12% — если ранее уже пользовались услугами этой фирмы.

Продвижение

Хороший маркетинг невозможен без продвижения и рекламы. Вот несколько правил, на которые нужно обратить внимание:

  • Реклама должна отвечать принципу AIDA:
    • A — attention (привлекать внимание)
    • I — interest (быть интересной для чтения/просмотра)
    • D — desire (вызывать желание купить продукт/услугу)
    • A — action (побуждать к требуемому действию)
  • Реклама должна «вдохновлять»
  • Быть простой и доступной

PromotionsНе лишним будет изучить основы копирайтинга, что поможет в продвижении и написании рекламных текстов. Один из хороших методов позволяющих значительно сэкономить на бюджете использование ко-маркетинга (совместное продвижение). Если находить партнеров для выполнения проектов совместно, то это позволить не только сократить издержки на продвижение, но и увеличить клиентскую базу и ценность предложений. Как один из примеров ко-маркетинга это использование вывесок, оборудования или других рекламных материалов известных брендов.

Клиентоориентированность

В планах маркетинга необходимо уделять внимание не только привлечению новых клиентов, но не менее важно удержание имеющихся. Как один из самых бюджетных инструментов, способных решить эту задачу, нужно использовать поддержку обратной связи с клиентами. По оценкам специалистов 67% прежних клиентов уходит только потому, что с ними не поддерживали контакта. Повысить удовлетворенность клиента достаточно легко – 20% потребителей может быть довольно только тем, что у них поинтересовались мнением о качестве обслуживания. А ведь только 3-5% компаний отвечают на отзывы клиентов.

Поэтому идей для маркетинга с нулевым бюджетом существует достаточно много. Чтобы их успешно реализовывать, необходимо создать систему и четкий план действий и ежедневно контролировать его выполнение. А для поиска новых хороших идей стоит учиться, читать, посещать конференции – результат окупиться.

Автор: Алина Машенко