Матрица свот-анализа как инструмент исследования

Не знаете с чего начать планирование? Не можете определиться со стратегией? Нет инструментов для оценки сложившейся рыночной ситуации?

Хотите оценить свои сегодняшние и будущие перспективы не прибегая к сложным вычислениям и дорогостоящим процедурам?

SWOT-анализ (свот-анализ) поможет в такой ситуации. Он был разработан еще в 1963 году, однако его широкое потребление во всех сферах бизнеса достигло своего апогея не так давно.

Чаще всего его применяют в стратегическом планировании, в системе с еще несколькими количественными методами прогнозирования и планирования. Но сегодня свот-анализ часто применяют и как отдельный бизнес-инструмент. Что он из себе представляет разберем далее.

Внешние и внутренние факторы

На любое, условно взятое, предприятие (компанию) производится воздействие различных факторов. Это воздействие бывает внутреннее и внешнее, а факторы, производящие воздействие, называют, соответственно, «внутренние факторы» и «внешние факторы».

Внутренние факторы – это явления, рожденные и существующие внутри предприятия, на которые организация в состоянии повлиять. Внешние факторы создаются вне организации и компания не может оказывать на них непосредственного влияния.

Примером внутренних факторов может служить уровень квалификации персонала, размеры клиентской базы и так далее. Для предприятия это может быть высококачественное оборудование, время и количество смен на производстве, а для банка – упрощенная схема открытия кредитной линии.

К внешним же факторам в основном относятся политические и экономические движения в стране, например, эмбарго на определенный вид товара (экономическая блокада), размер импорта, уровень заработной платы населения. Из менее масштабных: количество и сила конкурентов в своей отрасли, наличие и стоимость необходимых ресурсов для предприятия, большое количество филиалов у банка-конкурента и другие.

Свот-анализ объединяет все факторы воздействия на организацию в одну матрицу, состоящую из четырех составных частей, а именно:

S – straight (сильные стороны)
W – weakness (слабые стороны)
O – opportunities (возможности)
T – threats (угрозы).

Матрица свот-анализа проиллюстрирована на схеме:

внешние
факторы

S

сильные
стороны

W

слабые
стороны

внутренние
факторы

O

возможности

T

угрозы

плюс минус
Матрица SWOT-анализа

Соответственно, сильные и слабые стороны – это внутренние факторы влияния на компанию, а возможности и угрозы – внешние. Матрица свот-анализа удобна тем, что в одном месте собраны все необходимые показатели и критерии, что позволяет оценивать ситуации наиболее полно с учетом всех факторов влияния.

Используя матрицу свот-анализа вы можете оценить все свои сильные и слабые стороны, выявить возможности и угрозы, чтобы, на основании полученных данных, определить стратегию дальнейших действий.

Плюсы и минусы

Простота

Первое, и пожалуй, самое главное достоинство – простота использования, а также простота восприятия. Для свот анализа нет необходимости прибегать к сложным вычислениям и дорогостоящим маркетинговым процедурам, этот метод доступен каждому кто осведомлен о положении своего предприятия на рынке и ситуации сложившейся внутри него.

Широкое применение

Второй немаловажный плюс свот анализа – это широкий спектр использования этого метода. Не имеет значения каким видом экономической деятельности вы занимаетесь или какую долю рынка имеете, свот анализ применим абсолютно везде, не важно оцениваете ли вы все предприятие или только хотите выяснить эффективность того или иного отдела организации. Свот анализ – универсальный маркетинговый инструмент.

Информационная база

Свот анализ помогает выявить внушительную информационную базу, которая позволит вам проанализировать вашу прошлую стратегию, изучить сложившуюся в организации ситуацию, а также разработать стратегию действия на будущее.

Выявление факторов

Свот анализ позволяет выявить все факторы, влияющие на организацию, а значит позволяет обобщить и сопоставить данные совершенно разного типа и назначения. Поэтому данные матрицы свот-анализа являются незаменимой информационной базой для проведения дальнейшего, более глубокого, анализа по тем или иным факторам влияния.

Минусы

К минусам этого метода можно отнести отсутствие динамики во времени, ведь ситуация на рынке меняется стремительно, соответственно и реакция компании должна быть молниеносной. В противном случае, бездействие может обернуться полным крахом компании в условиях сложившейся ситуации.

АнализОтсутствие каких-либо количественных или оценивающих показателей делает метод простым, но и в то же время недостаточно информативным для решения конкретных задач. Свот анализ лишь обозначает, не позволяя при этом сопоставлять и оценивать.

Метод очень такого анализа субъективен. В большинстве случаев приходится полагаться на мнение аналитиков, которые, в свою очередь, могут не до конца понять и разобраться в предложенной им ситуации из-за чрезмерной разносторонности участвующих факторов.

Инструкция по работе

Как и для любого другого метода планирования и прогнозирования свот анализ необходимо проводить руководствуясь некоторыми простыми правилами.

Первоначально во имя снижения чрезмерной субъективности метода не стоит поручать всю работу одному аналитику. Привлечение нескольких человек позволит снизить вероятность ошибки. При этом не стоит охватывать все сферы деятельности, лучше выбрать сначала одно направление.

Можно предположить, что для данного метода хорош прием «чем больше, тем лучше», но это не совсем так. При появлении большого количества факторов, будет очень трудно оценить степень важности каждого из них. Во избежание чрезмерных масштабов, анализ слабых и сильных сторон стоит производить относительно потребителя, а возможности и угрозы – относительно конкурентов на рынке.

Вся информация, заносимая в матрицу, должна быть основана на реальный фактах, а не на догадках и предположениях аналитиков. Частота проведения свот анализа – один раз в квартал.

От теории к практике

Для лучшего понимания сути свот-анализа возьмем в качестве примера банк. Для банка характерными сильными сторонами (со стороны потребителя) будут являться: имиджевая реклама, большая сеть филиалов, сниженные ставки по кредитам, выгодные условия по вкладам. Слабые стороны: имидж банка, высокие требования при рассмотрении кредитной заявки, отсутствие функций оповещения.

Теперь рассмотрим банк со стороны конкурентоспособности. Угрозы для банка представляют: общий экономический спад в стране, ужесточение условий Центрального Банка, низкая лояльность клиентов. Возможности банка можно отметить следующие: расширение ассортимента услуг банка, возможности создания улучшения имиджа посредством рекламы, привлечение новых клиентов банка путем упрощения процедуры выдачи кредитов.

внешние
факторы

S

имиджевая реклама,
большая сеть филиалов
сниженные ставки по кредитам,
выгодные условия по вкладам

W

имидж банка,
высокие требования при рассмотрении кредитной заявки,
отсутствие функций оповещения

внутренние
факторы

O

расширение ассортимента услуг банка,
возможности создания улучшения имиджа посредством рекламы,
привлечение новых клиентов банка путем упрощения процедуры выдачи кредитов

T

общий экономический спад в стране,
ужесточение условий Центрального Банка,
низкая лояльность клиентов

плюс минус
Пример матрицы SWOT-анализа банка

Следующий шаг – непосредственный анализ полученной матрицы. В зависимости от анализируемой ситуации и специалиста, проводящего свот-анализ, матрица может быть рассмотрена как совокупный набор факторов, или же исследователь решит рассмотреть важность пересечения внутренних и внешних факторов. Например, пересечение квадратов S и O в некоторой точке может интерпретироваться так: имиждевая реклама банка способствует привлечению новых клиентов. Или на пересечении элементов матрицы W и O: имидж банка напрямую зависит от расширения ассортимента услуг.

Последний шаг – отбор наиболее важных факторов или пересечений, и, с учетом полученных результатов, решение поставленных перед началом проведения свот анализа задач.