Оцениваем конкурентоспособность товара

Конкурентоспособность товара – это его возможность не только отвечать требованиям рынка в настоящий момент времени, но и быть более привлекательным для потребителей, нежели аналогичные подобного типа и применения на протяжении всего существования.

Производители добиваются данного эффекта с помощью сбалансированного соотношения цена/качество и методами грамотного проведения рекламной кампании.

Оценка конкурентоспособности товара формируется по совокупности исходных позиций в маркетинге: параметры анализируемого продукта, параметры товара-конкурента и параметры, заданные спросом покупателей.

В первую очередь эта оценка необходима для того, чтобы правильно организовать продвижение продукции предприятия.

Конкуренция

Для достижения положительной оценки проводится анализ конкурентоспособности товара методами исследования маркетинга и на основе его показателей решаются следующие задачи:

  • оценка преимуществ этого товара или компании;
  • повышение конкурентоспособности товара;
  • корректировка стоимости;
  • оценка необходимости разработки новой продукции;
  • выведение товара на рынок более высокого статуса с высокими оценками качества;
  • разработка тактики маркетинга, методы и стратегию для конкретного рынка.

Оценку продукции можно рассмотреть на примере деятельности компании Coca-Cola. Степень унификации продукции, качество, ассортимент, широкая рекламная компания, эстетическая составляющая и многое другое обеспечивают огромный спрос на продукцию данного производителя во всем мире на протяжении огромного промежутка времени. Оценка конкурентоспособности товаров Coca-Cola несомненно, высока, как и маркетинг компании и его методы.

Исследование основных показателей

Методы оценки конкурентоспособности выпускаемого товара в маркетинге различны. Относительно субъекта рынка (потребитель, продавец или производитель) избирается номенклатура единичных или групповых критериев. ГОСТы, протоколы испытаний, ТУ и ОСТы нужно трансформировать в показатели качества для потребителей. Для определения оценки проводится анализ ассортимента и структуры продукции.

Оценка конкурентоспособности товара основывается на определенных принципах:

  • комплексность (совокупность особенностей аналогичных товаров-конкурентов);
  • социальная адресность (социальный статус потенциальных потребителей);
  • относительность.

Экономические показатели конкурентоспособности продукции определяют ее стоимость для потребителей, включая затраты на приобретение продукции и затраты по ее использованию. Первая складывается из базовой стоимости, цены транспортировки и затрат на установку. Стоимость эксплуатации – это цены на текущий ремонт, расходы на материалы, сырье и электроэнергию, уплата налогов, сервисное обслуживание, страховки, цены утилизации и другое. Как показывает практика, стоимость эксплуатации товара может во много раз превосходить его цену при покупке. Этот фактор, как правило, снижает оценку конкурентоспособности изделий.

Анализ ассортимента и структуры продукции помогают компаниям формировать номенклатуру товаров, их способность к конкуренции и способы продвижения. С одной стороны, производитель учитывает спрос на данный вид продукта, в другой – отрабатывает более результативное использование имеющихся ресурсов (сырьевые, технические, трудовые, технологические и финансовые). Ассортимент производимых изготовителям товаров определяют следующие показатели:

  • потребительский спрос на данный товар (текущий и прогнозируемый);
  • оценка конкурентоспособности продукта, выпускаемого и планируемого к выпуску;
  • выемка из производства морально устаревших видов товара и своевременный запуск более современных;
  • оценка экономической целесообразности изменений в номенклатуре изделий.

Непосредственное продвижение

Продвижение изделий на рынке базируется на оценивании продукции потребителями и требованиями самого рынка. Постоянное отслеживание ситуации на рынке данных изделий – главная задача маркетинга. Чтобы продукция удовлетворяла спрос, нужно чтобы он соответствовал следующим параметрам:

  • техническим (назначение продукции, ее свойства и область применения);
  • эстетическим (внешний вид);
  • эргономическим (соответствие характеристикам человеческого организма);
  • нормативным (соответствие стандартам и нормам);
  • экономическим (уровень цен при покупке, сервисное обслуживание, адекватность наличию денежных средств у целевой группы покупателей).

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности продукции для ее продвижения необходимо фактическое определение местоположения изделий на конкретном рынке. Для этого используют матричные методы исследований: строится матрица (график), в которой по вертикальной оси вносятся темпы роста объемов продаж всех или основных игроков. По горизонтали вносятся показатели доли в объемах продаж данной компании. Чем выше эта доля, тем фактическая конкурентоспособность этого товара выше.

Организация торговли

Ассортимент

Повышение конкурентоспособности продукции предприятия – это совершенствование самого процесса продвижения товаров на рынке. И главная задача маркетинга. А так же повышение сервисного обслуживания данных изделий, правильная организация их торговли и грамотное проведение рекламной компании (самый мощный инструмент повышения конкурентоспособности).

Анализ организации торговли и продвижения позволяет точно знать есть ли у данного предприятия свои фирменные магазины, какие методы компания применяет в торговле продукцией (крупный опт, дилеры, мелкий опт, розница или другое). А так же какой процент в общем объеме продаж аналогичной продукции принадлежит конкретной фирме, какие из товаров наиболее доходны, уровень издержек и способы возможной коррекции этого показателя.

Для продвижения товара на рынке в маркетинге применимы следующие методы:

Но конкурентоспособность продукции – это решающий фактор экономического успеха предприятия в условиях жесткой конкуренции на рынке.