Конкурентоспособность товара – это его возможность не только отвечать требованиям рынка в настоящий момент времени, но и быть более привлекательным для потребителей, нежели аналогичные подобного типа и применения на протяжении всего существования.
Производители добиваются данного эффекта с помощью сбалансированного соотношения цена/качество и методами грамотного проведения рекламной кампании.
Оценка конкурентоспособности товара формируется по совокупности исходных позиций в маркетинге: параметры анализируемого продукта, параметры товара-конкурента и параметры, заданные спросом покупателей.
В первую очередь эта оценка необходима для того, чтобы правильно организовать продвижение продукции предприятия.
Для достижения положительной оценки проводится анализ конкурентоспособности товара методами исследования маркетинга и на основе его показателей решаются следующие задачи:
- оценка преимуществ этого товара или компании;
- повышение конкурентоспособности товара;
- корректировка стоимости;
- оценка необходимости разработки новой продукции;
- выведение товара на рынок более высокого статуса с высокими оценками качества;
- разработка тактики маркетинга, методы и стратегию для конкретного рынка.
Оценку продукции можно рассмотреть на примере деятельности компании Coca-Cola. Степень унификации продукции, качество, ассортимент, широкая рекламная компания, эстетическая составляющая и многое другое обеспечивают огромный спрос на продукцию данного производителя во всем мире на протяжении огромного промежутка времени. Оценка конкурентоспособности товаров Coca-Cola несомненно, высока, как и маркетинг компании и его методы.
Исследование основных показателей
Методы оценки конкурентоспособности выпускаемого товара в маркетинге различны. Относительно субъекта рынка (потребитель, продавец или производитель) избирается номенклатура единичных или групповых критериев. ГОСТы, протоколы испытаний, ТУ и ОСТы нужно трансформировать в показатели качества для потребителей. Для определения оценки проводится анализ ассортимента и структуры продукции.
Оценка конкурентоспособности товара основывается на определенных принципах:
- комплексность (совокупность особенностей аналогичных товаров-конкурентов);
- социальная адресность (социальный статус потенциальных потребителей);
- относительность.
Экономические показатели конкурентоспособности продукции определяют ее стоимость для потребителей, включая затраты на приобретение продукции и затраты по ее использованию. Первая складывается из базовой стоимости, цены транспортировки и затрат на установку. Стоимость эксплуатации – это цены на текущий ремонт, расходы на материалы, сырье и электроэнергию, уплата налогов, сервисное обслуживание, страховки, цены утилизации и другое. Как показывает практика, стоимость эксплуатации товара может во много раз превосходить его цену при покупке. Этот фактор, как правило, снижает оценку конкурентоспособности изделий.
Анализ ассортимента и структуры продукции помогают компаниям формировать номенклатуру товаров, их способность к конкуренции и способы продвижения. С одной стороны, производитель учитывает спрос на данный вид продукта, в другой – отрабатывает более результативное использование имеющихся ресурсов (сырьевые, технические, трудовые, технологические и финансовые). Ассортимент производимых изготовителям товаров определяют следующие показатели:
- потребительский спрос на данный товар (текущий и прогнозируемый);
- оценка конкурентоспособности продукта, выпускаемого и планируемого к выпуску;
- выемка из производства морально устаревших видов товара и своевременный запуск более современных;
- оценка экономической целесообразности изменений в номенклатуре изделий.
Непосредственное продвижение
Продвижение изделий на рынке базируется на оценивании продукции потребителями и требованиями самого рынка. Постоянное отслеживание ситуации на рынке данных изделий – главная задача маркетинга. Чтобы продукция удовлетворяла спрос, нужно чтобы он соответствовал следующим параметрам:
- техническим (назначение продукции, ее свойства и область применения);
- эстетическим (внешний вид);
- эргономическим (соответствие характеристикам человеческого организма);
- нормативным (соответствие стандартам и нормам);
- экономическим (уровень цен при покупке, сервисное обслуживание, адекватность наличию денежных средств у целевой группы покупателей).
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности продукции для ее продвижения необходимо фактическое определение местоположения изделий на конкретном рынке. Для этого используют матричные методы исследований: строится матрица (график), в которой по вертикальной оси вносятся темпы роста объемов продаж всех или основных игроков. По горизонтали вносятся показатели доли в объемах продаж данной компании. Чем выше эта доля, тем фактическая конкурентоспособность этого товара выше.
Организация торговли
Повышение конкурентоспособности продукции предприятия – это совершенствование самого процесса продвижения товаров на рынке. И главная задача маркетинга. А так же повышение сервисного обслуживания данных изделий, правильная организация их торговли и грамотное проведение рекламной компании (самый мощный инструмент повышения конкурентоспособности).
Анализ организации торговли и продвижения позволяет точно знать есть ли у данного предприятия свои фирменные магазины, какие методы компания применяет в торговле продукцией (крупный опт, дилеры, мелкий опт, розница или другое). А так же какой процент в общем объеме продаж аналогичной продукции принадлежит конкретной фирме, какие из товаров наиболее доходны, уровень издержек и способы возможной коррекции этого показателя.
Для продвижения товара на рынке в маркетинге применимы следующие методы:
- рекламная компания;
- личные продажи;
- PR-пропаганда и паблисити;
- стимулирование продаж.
Но конкурентоспособность продукции – это решающий фактор экономического успеха предприятия в условиях жесткой конкуренции на рынке.