Понятие конкурентоспособности является тем основным критерием, который характеризует возможность существования предприятия на рынке.
Показателями конкурентоспособности фирмы являются свойства продукции (услуг), которые характеризуют степень удовлетворения определенных потребностей в сравнении с такими же товарами или услугами, представленными на рынке.
Другими словами, оценка конкурентоспособности фирмы – это оценка способности товаров не только отвечать запросам потребителей или требованиям рынка, но и существенно их превосходить.
Потенциальные возможности
Анализ конкурентоспособности предприятия нужен собственнику постоянно. Данный фактор определяется не только качеством предлагаемого продукта, но и ценой товара.
Влияние на него также оказывают мода на определенные вещи, реклама, имидж организации, ситуация на рынке услуг или товаров и ряд других факторов. Поэтому способность конкурирования на рынке — это комплексное удовлетворение совокупных требований потребителей к выпускаемой продукции или предоставляемой услуге, которые обеспечивают выполнение основной задачи организации – получение определенных норм прибыли.
Основной источник конкурентного преимущества над остальными производителями аналогичных продуктов – производство товаров (услуг) наивысшего качества.
Оценка конкурентоспособности предприятия основывается на потенциальных возможностях обеспечить доходность бизнеса в перспективе, которая рассматривается как долгосрочный процесс.
Это агрегированный показатель, который содержит в себе и характеристики хозяйствующего субъекта, и производимый продукт (товар, услуги).
Потенциал производителя – это реальная или вероятная способность выполнять целенаправленную работу. Разновидностей потенциала несколько:
- базовый потенциал: обеспечивает возможность выполнения основных коммерческих задач, создает экономические ценности с дальнейшим извлечением прибыли;
- скрытый потенциал: активы, которые в перспективе трансформируются в базовые средства;
- убыточный потенциал: приводит к расходу ресурсов без получения прибыли. Если рассматривать конкурентоспособность предприятия на примере нерациональной организационной структуры, то речь идет о появлении расходов на дублирование некоторых функций;
- пересекающийся потенциал: наличие активов, которые обеспечивают эффективное использование вспомогательных потенциалов (если рассматривать конкурентоспособность на примере – это касается хорошо работающей системы управления сбытом продукции и финансами организации).
Внешне показателями конкурентоспособности предприятия являются его финансовая устойчивость и платежеспособность, инвестиционная привлекательность для заключения партнерских взаимоотношений или долевого участия (акционирования).
Методы оценки конкурентоспособности предприятия могут быть разными: это и методики финансового анализа, и оценка количественного или качественного анализа проводимой хозяйственной деятельности.
Пути и методы управления
Успех на рынке аналогичных продуктов – это умелое управление конкурентоспособностью предлагаемых товаров и услуг, и основная задача предприятия. И повышение способности конкурировать у предприятия – вполне управляемый процесс. Для этого требуется привести товар в соответствие к условиям рынка, учесть требования потребителя по основным характеристикам (качественным, экономическим, техническим и эстетическим), по условиям реализации (цене, сервису, срокам реализации, рекламе) способен любой дальновидный руководитель (собственник).
Но помимо этого необходим ещё анализ конкурентных свойств предлагаемого товара, который осуществляется в системе управления маркетингом непрерывно.
Для управления конкурентоспособностью предприятия необходимо выявить основные преимущества своего товара или услуги и провести анализ этих показателей. Без таких измерений управлять данными практически невозможно.
И не стоит путать конкурентную способность продукта и его «продаваемость»: конкурентоспособность предприятия на примере реализации по демпинговым ценам или конъюнктурно-политических соображений крайне редко обеспечивает прибыль собственнику.
Оценка и анализ
Оценка и анализ конкурентоспособности имеют два подхода: с позиции самого производителя и с позиции потенциального потребителя. Если разрабатывается абсолютно новый продукт, конкурентоспособность носит опережающий и достаточно долговременный характер. При отсутствии аналогов для прямого сравнения по основным характеристикам, используются сравнения по нескольким уровням качества:
- соответствие существующим стандартам;
- соответствие использованию;
- соответствие фактическим требованиям потребителей и рынка;
- соответствие скрытым потребностям (рассматривается конкурентоспособность на примере престижа или неявных целей).
Если проводится анализ предприятия и товара при наличии аналогов, то используется прямое сравнение преимуществ и недостатков продукта (основных параметров). Поэтому повышение конкурентоспособности бизнеса рассматривается как улучшение качественных характеристик предлагаемого продукта.
Пути повышения конкурентоспособности организации выбирает или сам собственник, или компании, предоставляющие маркетинговые услуги. При этом обеспечивается не столько продаваемость продукта, сколько доходность бизнеса: речь идет о лидерстве в неизбежных издержках. Методы оценки конкурентоспособности фирмы помогают в анализе лидерства, которое обеспечивается максимальной долей рынка и наличием совершенного оборудования для производства.
И, в заключение, видео о том, как выживать и зарабатывать в условиях жесткой конкуренции: