На первый взгляд может показаться, что мерчандайзинг в аптеке выгоден лишь фармацевтическим компаниям, поскольку позволяет презентовать товар должным образом и быстро реализовать его. Но это не так.
Грамотно проведенные мероприятия в аптеке позволят существенно повысить продажи, что и является целью любого торгового заведения. Кроме этого, удобство и эстетика представленного товара повышают имидж предприятия.
Но аптечный грамотный мерчандайзинг выгоден и пришедшему за медицинскими продуктами покупателю.
Уже во время первой покупки оптимальная выкладка товара позволяет быстро сориентироваться и найти конкретный препарат, а по мере продвижения вдоль прилавков и витрин, ознакомиться с другой продукцией.
Цели организации товара
Мерчандайзинг в аптеке начинается, как и любые мероприятия в розничной торговле, с оформления фасада заведения, дизайна интерьера, сегментирования пространства торгового зала и выкладки фармакологической продукции.
Статистические данные показывают, что только треть клиентов аптек приобретают лекарства в соответствии с заранее составленным списком.
Соответственно 2/3 клиентов принимают решение купить товар непосредственно в аптечном заведении. На этом и базируются все основные мероприятия по представлению товара покупателю. Именно поэтому при размещении продукции аптечное заведение должно руководствоваться следующими целями:
- грамотно проведенные мероприятия не замедлят сказаться на увеличении объема продаж и увеличению суммы среднего чека;
- облегчение совершения покупки потребителями и повышение качество их обслуживания;
- формирование позитивного восприятия посетителями аптечного заведения и повышения лояльности потребителей к нему;
- сохранение постоянных клиентов и привлечение новых покупателей.
Необходимо понимать, что покупатель может направляться в аптеку в различном настроении, а так же обладает некоторыми особенностями личности. В зависимости от этих параметров, взгляд посетителя принято подразделять на «ищущий», «рассеянный» и «ничего невидящий».
Для каждого из них необходимо предусмотреть эффекты, которые заставят клиента обратить внимание на ту или другую витрину или определенный товар.
К примеру, производители препарата «Оциллококцинум» поставляют в аптечные предприятия специальные витринные образцы, которые оснащены мигающими светодиодными лампочками.
В рецептурном отделе мерчандайзинговые мероприятия не пригодятся, а в отеле безрецептурных препаратов они существенно влияют на следующие параметры:
- потребитель получает доступ к широкому выбору медицинских препаратов;
- открывается возможность выбора тождественных средств по различной стоимости;
- решение о покупке принимается посетителем непосредственно в торговой точке.
При этом решение о совершении покупки разделяется на следующие виды:
- посетитель заранее знает, что ему необходимо приобрести, в отдельных случаях составляется список покупок – закрытое планирование;
- покупатель заранее знает, какого действия препараты ему необходимы, но не определился с фармакологической маркой – открытое планирование;
- покупатель просто зашел в аптеку привлеченный фасадом или загнанный непогодой и не намерен совершать покупку – незапланированное решение о покупке.
Управление поведением
Демонстрация медицинского препарата или средств, а так же получение информации о нем зачастую играют решающую роль в совершении покупки.
Для владельцев аптечных предприятий очень важно, чтобы неопределенное желание приобрести товар как можно быстро оформилось в определенное решение сделать покупку.
Различные маркетинговые исследования утверждают, что желание купить товар существует в подсознании современного человека, а рекламные и мерчандайзинговые мероприятия, создавая имидж определенной продукции, подталкивают посетителя осуществить желаемое. Привлекательный внешний вид, позитивные характеристики, высокое качество и очевидная польза от употребления конкретного продукта уже находятся в сознании клиента.
Остается лишь грамотно и актуально расположить товар, чтобы клиент мог легко его обнаружить в торговом зале. Для того чтобы осуществить процедуру, необходимо помнить о поведении разных посетителей в аптеке:
- более 90 процентов посетителей проходят лишь треть помещения торгового зала;
- около 90 процентов проходят по торговому залу со списком покупок, но обратно не возвращаются;
- практически 100 процентов покупателей предпочитают передвигаться прямо вперед, не поворачивая, но рассматривают товары, как справа, так и слева;
- большинство клиентов при обходе торгового зала поворачивают «против часовой стрелки»;
- посетители торгового зала быстро уходят из грязных захламленных зон, плохо освещенных или шумных участков.
Поскольку посетитель перемещается по торговому залу со средней скоростью меньше 1 м/сек, а человеческий глаз способен фиксировать предмет, если взгляд на него направлен не менее 1/3 секунды, то лучше всего клиенты видят товар, расположенный на уровне глаз в зоне размером не менее 30 сантиметров.
Отсюда можно выделить основы оформления аптечных витрин: медикаментозные средства собираются по терапевтическим группам, как экраны с размером не менее 30 см. Каждый из препаратов сопровождается краткой позитивной информацией.
Кроме этого, в кассовой зоне, где посетители проводят достаточно много времени, можно разместить небольшие рекламы с представлением препаратов. Осуществляя выкладки необходимо помнить, что чисто психологически покупатель берет товар, расположенный правее, а это значит, что выложенный таким образом продукт будет быстрее реализован.
Безусловно, одна из главных позиций – это центральная зона на витрине. Горизонтальное или вертикальное размещение товара обусловит направленность взгляда клиентов – будет ли продукция зафиксирована, либо глаз «скользнет» по выкладке.
Также может быть интересно: