Отдел продаж в большинстве компаний – самое важное подразделение.
От слаженности и правильности работы его сотрудников непосредственно зависят объемы реализуемой продукции, долгосрочность отношений с клиентами, прибыльность бизнеса.
Чтобы организация сохраняла хорошую репутацию и эффективно развивалась, все сотрудники этого подразделения должны иметь личный план, соблюдать корпоративные правила и выполнять требования компании к качеству реализации поставленных задач. Именно для этого нужен регламент работы отдела продаж.
Менеджеры, отвечающие за продажи, есть в каждой коммерческой организации. Именно с набора этого персонала нередко начинается полноценная работа фирмы (а в тех случаях, когда еще нет выделенного подразделения, его функции часто берет на себя директор или учредитель).
Люди, отвечающие за коммуникацию с клиентами, влияют на создание определенного имиджа компании.
Для чего создавать правила?
Регламент – это совокупность правил, которые стандартизируют и упорядочивают бизнес-процессы компании. Маленькие компании иногда достаточно успешно реализуют свой план по завоеванию рынка даже без стандартизации всех процедур.
В таких фирмах у руководства обычно есть система личного контроля каждого сотрудника. Однако крупная организация без регламента хорошо работать не может. Ведь сегодня клиенты не столько обращают внимание на продукцию, сколько на уровень комфортности при сотрудничестве с той или другой компанией. Хорошее обслуживание – один из неценовых способов повышения лояльности.
Регламент является результатом продуктивного анализа деятельности фирмы. В нем фиксируется наиболее эффективная схема работы и определяется оптимальная система мотивации. Каждая организация самостоятельно выбирает время для систематизации рабочей информации и составляет план внедрения проекта по стандартизации.
Однако в любом бизнесе можно выделить несколько причин, указывающих на необходимость разработки регламента. О создании свода правил для отдела продаж нужно задуматься, если:
- сотрудники не знают о зонах своей ответственности;
- коллектив отдела продаж систематически не выполняет свои прямые обязанности;
- схема, использующаяся для привлечения и удержания клиентов, не эффективна;
- постоянно возникают проблемы при коммуникации отдела с другими подразделениями;
- поступают жалобы от клиентов относительно качества обслуживания или полноты и правильности консультаций;
- нет согласованности действий и взаимопонимания между сотрудниками отдела продаж;
- система мотивации не позволяет соответствующим образом влиять на рабочий процесс;
- постоянно не выполняется план.
Если закрепленная в регламенте схема продаж эффективна, аудит отдела продаж периодически осуществляется, система мотивации стимулирует активность, то результативность работы существенно увеличивается.
Это связано с тем, что регламент (при правильном подходе к сопутствующим вопросам) позволяет решить многие прикладные задачи:
- определить права и полномочия каждого сотрудника отдела продаж;
- задать стандарты качественного выполнения работы;
- указать основные обязанности всех специалистов;
- обеспечить грамотное планирование рабочего дня;
- установить определенные требования к результатам работы и др.
Важные компоненты
Каждая организация сама определяет, какой регламент ей нужен. Поэтому свод правил для отдела продаж одной компании может существенно отличаться от аналогичного документа другой. На его содержание и форму влияют специфика бизнеса, количество сотрудников в отделе, уровень автоматизации процессов и т. д. Однако можно выделить несколько универсальных элементов. Полноценный регламент подразделения продаж любой компании сложно представить без:
- основных положений:
- определение терминов и ключевых понятий (отдел продаж, совет директоров, планирование, система поощрения и др.);
- обязанности фирмы (выплата зарплаты, создание соответствующих условий работы, моральная и материальная мотивация сотрудников, обеспечение информационной поддержки и др.);
- зоны ответственности предприятия (выполнение обязательств, соблюдение условий трудового договора и т. д.);
- прямых обязанностей сотрудников:
- подчинение руководителю;
- планирование своей работы;
- сохранение конфиденциальности;
- выполнение плана продаж;
- правильная организация рабочего процесса и др.;
- правил поведения специалистов отдела продаж:
- предоставление достоверной информации;
- соблюдение всех корпоративных стандартов и норм;
- корректное поведение по отношению к клиентам;
- лояльность к фирме и др.
Виды регламентов
Когда стоит вопрос о том, как организовать работу отдела продаж с максимальной результативностью, нужно выбрать оптимальный способ фиксации необходимых данных.
Стандартизировать бизнес-процессы можно в виде таких типов регламента:
1) текстовый (является самым простым в плане исполнения, не требует большого количества времени на разработку, однако не предполагает быстрого внесения изменений и не способствует формированию комплексного представления);
2) табличный (является более наглядным, помогает оперативно донести суть всех действий, но не дает возможности правильно отображать параллельные задачи или альтернативные варианты);
3) графический с блок-схемами (визуализирует и структурирует любые процессы, корректно отображает все действия, однако существенно увеличивает трудозатраты на разработку и может при неправильной реализации усложнить восприятие).
Наиболее эффективно осуществлять планирование и решать большинство задач позволяет комбинированный регламент. В этом случае схема сопровождается подробным описанием или таблицей.
О мотивации
Мотивация – это продуктивный способ регулирования работы любого подразделения. Для отдела продаж именно правильная мотивация часто является основным стимулом для активной, плодотворной и правильно осуществленной работы. Наличие регламента само по себе не гарантирует соблюдения всех требований.
Для грамотной стандартизации действий в отделе продаж организация должна обеспечить тесную связь регламента с системой мотивации. Реализовать такую задачу можно как путем поощрения выполняющих все требования, так и путем наказания игнорирующих установленные правила (или соблюдающих их частично).
Чтобы увеличить эффективность работы отдела продаж, целесообразно выделить в его работе ключевые параметры, непосредственно влияющие на систему мотивации. Наиболее универсальными параметрами для определения результативности отдела продаж являются:
- правильное планирование своего дня;
- логичная организация рабочего процесса;
- количество привлеченных клиентов;
- качество обслуживания;
- процент выполнения плана продаж;
- профессионализм консультаций;
- создание долгосрочных отношений с клиентами;
- оперативность выполнения текущих задач;
- соблюдение корпоративных стандартов и правил;
- соотношение приложенных усилий и результатов;
- структура продуктового портфеля;
- структура клиентского портфеля и др.
Преимущества правильного составления
Правильно составленный регламент для отдела продаж должна иметь каждая коммерческая организация, ориентированная на динамичное развитие.
Положительными результатами стандартизации и регламентации бизнес-процессов является возможность увеличить продуктивность работы и выполнить план продаж.
С помощью регламента можно:
- спланировать работу подразделения;
- проконтролировать выполнение задач;
- усовершенствовать схемы и процедуры;
- обеспечить эффективную коммуникацию;
- увеличить объемы продаж;
- улучшить качество обслуживания;
- ускорить обучение новых сотрудников.