Определение маркетинга, его структура и сущность

Маркетинг — это наука, которая рассматривает процессы сбыта продукции или услуг как управляемую рыночную деятельность.

Поэтому акцент в предмете маркетинга делается на постоянное изучение рынка и активное воздействие на потребительский спрос для достижения главной цели.

Возникновение, история и развитие

Возникновению маркетинга как науки мы обязаны необходимости систематизации управления деятельностью по сбыту услуг и товаров, которая появилась в конце XIX столетия.

Активное развитие промышленности и предпринимательской деятельности, увеличение объемов продукции и появление конкуренции на рынках услуг и товаров создали всё более весомые предпосылки для возникновения данной науки.

Если на рубеже XX века в экономической литературе при определении понятия маркетинг акцент делался только на сбыте, то в начале прошлого века в это понятие включили и необходимость совершенствования системы управления этой деятельности.

И маркетинг как наука уже являлся философией бизнеса: определение предмета маркетинга ставит основную задачу – обеспечение наиболее высокого уровня управления сбытом отдельных производственных или предпринимательских структур и его дальнейшее совершенствование.

История, становление и развитие маркетинга как предмета для научного изучения связаны с США: уже в 1901 году в университетах Северной Америки (Мичиганский, Иллинойский, Гарвардский) были выделены самостоятельные курсы. Были расширены сущность и содержание, определены психология и структура предмета, его роль в деятельности предприятия.

Результатом реализации маркетинговой теории на практике явилась организация в корпорациях и фирмах отделов по исследованию рынков и появлению отдельных коммерческих организаций, оказывающих маркетинговые услуги.

Становление маркетинга как систематизированной деятельности в производственно-сбытовом процессе относится к середине ХХ века, когда было окончательно определено и сформировано определение и сущность маркетинга, основные направления его развития и совершенствования.

Структура и суть понятия

Филипп Котлер – один из теоретиков психологии в науке маркетинга. Он определил значение слова «маркетинг» не только как науку, но и как искусство правильного выбора целевого рынка. Определение маркетинга по Котлеру гласит:

«Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена»

Предприниматель должен уметь привлечь, сохранить и постоянно наращивать количество своей потребительской аудитории. А основными составляющими предмета являются продукт и его цена, упаковка, хранение и его обслуживание, организация сбыта, дальнейшее продвижение и реклама, брендинг, анализ и поиск информации об аналогичных продуктах.

В зависимости от особенностей товара, отдельные элементы или процессы могут выпадать из общей схемы, но структура маркетинга должна иметь четыре основных составляющих сегмента (ингредиента) этого понятия:

  • товар (product) – предоставление услуг или производство товаров, необходимых потенциальным потребителям;
  • распределение (place) – определение методов и эффективных каналов сбыта продукта;
  • продвижение (promotion) – эффективная подача потенциальным покупателям информации о предлагаемом продукте;
  • цена (price) – определение оптимальной стратегии ценообразования.

Все основные решения, которые принимает предприниматель в маркетинге, тесно связаны с этими составляющими (существует определение “четыре пи” – по первым буквам английского значения каждой составляющей).

Тщательная и адекватная проработка каждого из четырех сегментов – основа формирования маркетингового плана для бизнеса или производства любого масштаба: только в комплексе из этих ингредиентов можно достичь полной оптимизации маркетингового предложения.

При отсутствии любой составляющей вся система дает сбой, а предприятие не получает прогнозированной прибыли от маркетинговой сделки.

Социально экономическая сущность маркетинга состоит в совокупности основных его категорий. И для понятия сущности и содержания необходимо их знать.

Основные категории маркетинга:

  • Время действоватьнужда (нехватка какого-либо продукта);
  • потребности в продукте;
  • запрос (или потребность, подкрепляемая покупательной способностью);
  • товар;
  • обмен (получение желаемого продукта взамен чего-либо);
  • сделка (обмен ценностями на коммерческой основе);
  • рынок;
  • маркетинг;
  • потребитель.

Основные правила

Возникновение маркетинга позволило внимательно и скрупулезно подходить к выявлению нужд и потребностей потенциальных покупателей. Правильный акцент на удовлетворении их потребностей позволяет получать запланированную прибыль. Маркетинг как наука требует соблюдения своих очень простых правил – только в этом случае можно рассчитывать на эффективности собственного предприятия.

Предмет маркетинга определяет эти правила:

  • к нуждам потребителя необходимо относиться очень внимательно
  • предположения о своем рынке без анализа фактов недопустимы
  • необходимо в работе придерживаться разработанному плану маркетинга: расчет на случай – это прямой путь к краху
  • структура маркетинга (его основные элементы) должна соблюдаться всегда и независимо от сложившейся ситуации на рынке
  • необходим постоянный мониторинг информации о собственной нише на рынке, о конкурентах и предлагаемых ими продуктах
  • запуск на рынок нового продукта без тщательного анализа и исследования рынка, без плана маркетинга недопустим
  • любые увеличения объемов производства (соответственно, и продаж) требуют достаточного объема оборотного капитала: как правило, изменение объема предложения провоцируют возникновение экстренных случаев, требующих вливания денег
  • необходим анализ статистики затрат и конечных результатов: история маркетинга показывает, что это должны быть постоянные процессы, которые необходимо контролировать практически ежедневно.

Об истории и развитии данной науки, специфике и особенностях современного маркетинга можно узнать подробнее: