Особенности социальной рекламы в том, что она направлена на изменение модели поведения человека в обществе и привлечения внимания к общественным явлениям и проблемам.
Это особая форма продвижения идей и практик, которые способствуют повышению уровня гуманности общества и достижению конкретных результатов, целесообразных с точки зрения социального блага.
Социальная реклама рассматривается как агент определенных социальных изменений.
Как и всякая реклама, социальная, благодаря лаконизму, многообразию, тиражности, эмоциональности, обладает весомыми возможностями воздействия на сознание людей.
Данный тип пропаганды использует те же средства, что и другие типы. Функции социальной рекламы – изменять поведенческие модели людей по отношению к объекту, а в отдельных случаях – создание новых ценностей.
Исторические аспекты и типизация
Считается, что история социальной рекламы началась в начале XX века в США, когда «Американская гражданская ассоциация» провела компанию по спасению Ниагарского водопада от энергетических компаний.
Во время Первой мировой войны в США был выпущен плакат, на котором «дядя Сэм» призывал новобранцев идти в армию. До Второй мировой войны наиболее крупным социальным проектом был «День белой ромашки».
Широко известны примеры социальной рекламы СССР: «А ты записался добровольцем?» во времена Гражданской войны и «Родина мать зовет» – во время Великой Отечественной. Эта лучшая наружная социальная реклама и по сей день.
История социальной рекламы современной России началась с компании рекламных роликов «Позвоните родителям» и серии «Первого канала» – «Русский проект».
По типам социальную рекламу можно разделить на:
- Пропаганда здорового образа жизни. Данный вид предполагает две базовые цели. Первая — формирование здорового образа жизни среди людей и молодежи в частности: рациональное питание, защита от СПИДа и гепатита, образование и упрочение семьи. Вторая цель – борьба с негативными явлениями, такими как алкоголизм, наркомания, курение.
- Пропаганда законопослушности и правопорядка. Этот вид предполагает формирование в сознании людей необходимость соблюдения конституции и других прав человека, защиту общественных интересов, исполнению обязанностей перед государством и важность развития правосознания.
- Адресная реклама. Это информация о том, где расположены государственные службы и общественные организации. Так же их телефоны и сайты в интернете.
- Событийная пропаганда. Это информация о предстоящих праздничных и торжественных событиях, преследующих цель сплочения нации.
- Пропаганда благотворительности и милосердия. Это информация о том, каким образом можно помочь конкретному человеку или оказать денежную помощь храму.
Это основные виды социальной рекламы, которые легко можно разделить на подвиды. Таким образом, классификация социальной рекламы весьма затруднительна.
Проводимая кампания
Социальная реклама реализуется в ходе кампании, проводимой группой людей – «агентами изменений в обществе».
В ходе мероприятий пропагандируются модели поведения, поддерживаются конкретные социально-значимые проекты, принять участие в общественных процессах. Сценарий социальной рекламы состоит из следующих элементов:
- Основание – стремление, которое должно обеспечить желаемый результат для определенной социальной проблемы.
- «Агент перемен» – общество или личность, которые пытаются обеспечить конкретные изменения в обществе.
- Целевая аудитория – население в целом или определенные общественные группы, которые являются объектом воздействия «агентов перемен».
- Каналы распространения – коммуникационные каналы размещения пропаганды, по которым осуществляется воздействие и получается результат.
- Стратегия изменений – программы или направления, разработанные «агентами перемен» с целью внести изменения в общество.
В зависимости от преследуемых целей пропаганда может решать следующие задачи:
- формирование общественного мнения о событии, персоне, проблеме, практике и прочее;
- привлечение внимания общественности к конкретным актуальным проблемам;
- стимулирование людей к определенным действиям с целью решения определенных задач;
- стимулирование общественности на поддержание политики государства;
- укрепление и поддержка общественных институтов;
- отражение социальной ответственности бизнес сообщества;
- формирование новых моделей отношений в обществе;
- формирование новых моделей поведения в обществе.
В зависимости от выбора каналов коммуникаций социальна пропаганда выполняет следующие функции:
- информационную;
- образовательную;
- агитационную;
- воспитательную.
Основными заказчиками социальной пропаганды являются государственные учреждения, благотворительные организации, общественные организации, профессиональные объединения и некоторые бизнес структуры. Многие специалисты считают, что на сегодняшний день общественное и законодательное регулирование рекламы в Российской Федерации недостаточно и многие важные вопросы, появляющиеся в процессе ее создания и распространения, мало регламентированы.
Простая и убедительная
Не смотря на то, что в процессе создания социальной пропаганды участвуют весьма рабочие приемы, воздействующие непосредственно на сознание людей и их эмоции, заставить конкретную личность задуматься и измениться может только что-то действительно талантливое и неординарное.
Лучшая социальная реклама проста, убедительна и понятна. Все остальное остается всего лишь лозунгами и декларациями. Ежегодно проводятся различные конкурсы, на которых выбираются десять победителей. Лучшие образцы трогательны и вдохновляющие, грустны и смешны, они способны действительно изменить человеческое поведение.