Роль качества товара в маркетинге

В системе маркетинга качество товара воспринимается исключительно со стороны потребителя и выражает его удовлетворенность продуктом. В целом под «качеством» традиционно понимают совокупность всех свойств продукции, которые должны соответствовать потребностям определенной категории покупателей (на которую она рассчитана), потребностям заявленным и подразумевающимся.

Так же в это определения входят: «отсутствие других вариантов» и «пригодность к использованию». В каждой компании для успешности её существования необходимо, чтобы о стандартах продукции заботился каждый сотрудник. И, безусловно, профильные специалисты должны постоянно контролировать и вести маркетинг качества.

Когда продукция предприятия превосходит ожидания потребителей, то с большей долей вероятности подразумевается, что она «качественная». Если компания постоянно удовлетворяет потребности большинства своих клиентов, то имеется в виду, что «качественная» в общем сама компания. Но не стоит путать стандарт функциональности и качество соответствия с заявлениями производителя.

Например, автомобиль Lexus может предоставить водителю более высокие показатели, нежели Hyundai. Но маркетинг бы рассматривал эти две машины как тождественные, поскольку каждая из них полностью соответствует декламируемым характеристикам.

По сути, для маркетинга стандарт продукции – это «ключ черепахи Тартилы», с помощью которого создаются ценности в обществе.

Конкурентоспособность благ

Качество и конкурентоспособность – неразрывные понятия для маркетолов. Фактор конкуренции товаров на рынке – это обусловленное положение. Оно имеет принудительный характер и заставляет предприятия постоянно поддерживать или повышать уровень своих стандартов и уровень конкурентоспособности продукта на рынке. Это важнейший фактор в условиях противостояния на рынке компаний друг другу.

Под конкурентоспособностью товара традиционно понимают не только соответствие условиям рынка и ожиданиям покупателей относительно технических, экономических, эстетических и качественных показателей, но и условия его реализации и распределения:

  • стоимость продукции;
  • сроки поставок партий;
  • канал или каналы товародвижения;
  • уровень и стандарт сервиса;
  • степень известности продукта, в том числе с помощью рекламы.

Особым положением конкурентоспособности товара для потребителя является стоимость эксплуатационных расходов.

Если суммировать все сказанное, конкурентоспособность – это комплекс ценовых и потребительских показателей продукта, который определяет его успех на рынке и преимущество перед тождественной продукцией. Все вышеуказанные положения относительно конкурентоспособности, в полной мере, есть и составляющие понятия стандарта товара в системе маркетинга.

Качество как совокупность параметров

Для того чтобы, например, новый продукт стал востребованным товаром, необходимо, чтобы он нашел на рынке своего потребителя и удовлетворил его нужды. Для этого он должен обладать стандартом как совокупностью характеристик продукта. А составляющие понятия качества товара в системе маркетинга – это:

  • технико-экономические показатели;
  • стандарты технологии изготовления;
  • степень соответствия назначению продукта;
  • надежность и срок годности или службы;
  • уровень экологичности, то есть соответствие требованиям сохранения окружающей среды и степень безопасности для здоровья и жизни человека;
  • эстетичность, как привлекательный внешний вид и форма;
  • дизайн, как техническое исполнение.

Управление характеристиками

девушка с лупойМаркетинг и управление качеством – это два неразрывных процесса для каждого предприятия. Именно отдел маркетинга представляет интересы компании во взаимоотношениях с покупателем. Под маркетингом традиционно понимают систему сбыта продукции, то есть ее реализацию. В этой процедуре, в зависимости от задействованных каналов товародвижения, принимают участие и предприятия производители и компании продавцы.

Управление качеством товара в маркетинге предполагает работу всех участников цепочки продвижения продукции. Поскольку, например, оптовый посредник, реализующий продукцию, должен нести полную ответственность и за ее стандарт. Иначе говоря, компания, занимающаяся оптовыми продажами, должна выработать стандарт на продукцию и найти субподрядчиков, которые тоже были бы адекватны ему. Далее осуществляется поиск поставщиков, продукция которых и они сами сами так же удовлетворяют требованиям.

Обеспечение качества

Под обеспечением качества традиционно понимают предупреждения нужд и потребностей покупателей на всех трех этапах существования продукции: разработка нового товара, его реализация, его гарантийное обслуживание в течение конкретного промежутка времени.

Обеспечение стандартов товара до его сбыта. Производитель должен стремиться разрабатывать и выпускать продукты нужные потребителю. Для этого отдел маркетинга обязан проводить тщательные исследования желаний потенциальной аудитории покупателей. Проблема значимости продукции и ее качества должна быть во главе на всех этапах разработки и выпуска товара: разработка перспективных показателей, регионы распространения, техническое обслуживание, тестирование, предупреждение исковых обращений, планирование каналов товародвижения и прочие обстоятельства.

Обеспечение стандартов в процессе реализации. Задачи маркетинга в этот период так же должны решать весь комплекс проблем, вплоть до последующего гарантийного обслуживания. Специалисты отдела должны знать свою продукцию лучше потребителей и предлагать им то, что действительно необходимо, а не ориентироваться на кратковременную прибыль. Необходимо постоянно контролировать состояние качества продукта, с целью предупреждения его ухудшения, а, следовательно, и снижения конкурентоспособности. Анализ показателей отбраковки должен быть предметом скрупулезных размышлений.

Обеспечение стандартов после сбыта продукции. Отдел маркетинга должен постоянно анализировать информацию о сбыте продукции и ее возможному возврату. В установленные сроки должен происходить бесплатный гарантийный ремонт и эти цифры подлежат тщательным исследованиям. Особенно должны реагировать и анализировать специалисты отдела жалобы и обращения потребителей.

Автор: Наталья Шибанова