Рынок в условиях совершенной конкуренции

Термин «идеальная конкуренция» и «идеальный рынок» впервые был использован в середине XIX века.

Это такой тип структуры, который не допускает какие-либо ограничения или монополистические тенденции.

Совершенная система помогает более эффективно использовать ресурсы, внедрять в производство новейшие технологии и выбирать род деятельности.

Основа понятия

Свободная конкуренция — это идеальная модель рыночной экономики, при которой потребитель и производитель никак не воздействуют на цену. Это создаётся на основе равновесия спроса и предложения. В соответствии с этой экономической ситуацией факторы производства беспрепятственно переходят от одного предпринимателя к другому.

Конкуренция между сотрудникамиСоставляющими чистой конкуренции являются частная собственность и хозяйственная обособленность. То есть предприниматели не зависят друг от друга и связываются только через рынок.

Конкурентоспособность достигает своего пика, когда продавец, продающий свой отдельный товар почти не влияет на условия продаж на рынке, в общем. Свободный рынок застрахован от инфляции, безработицы и иных проявлений экономической нестабильности.

Следует отметить, что совершенная конкуренция – это научная абстракция, которая раскрывает основные законы рынка. Определённые отрасли экономики обладают лишь некоторыми её качествами.

Любой рынок стремится к этой совершенной модели с помощью реализации многочисленных государственных и негосударственных решений и процессов.

Стремление к идеалу

Признаки совершенной конкуренции разнообразны. Но можно выделить пять самых крупных:

  1. многочисленность рыночных агентов;
  2. однотипность товара;
  3. отсутствие контроля над ценой;
  4. свободный доступ к рынку;
  5. общедоступность информации.

Рассмотри подробнее каждый из перечисленных пунктов.

Рынок при идеальной конкуренции переполнен мелкими продавцами и покупателями, которые имею доступ к нему. А поэтому процент продаж и покупок минимален в сравнении с совокупной ёмкостью (меньше 1%). При этом рыночная цена создаётся совместными усилиями объектов.

На рынке присутствует однородная продукция, а поэтому клиенты, выбирая продавца, ориентируются только на стоимость его товара, так как качество у всех одинаковое. В том случае если предприниматель повысит цену, то его клиент имеет полное право найти более выгодный для себя вариант.

Из-за того, что рынок переполнен и на нём присутствует только однотипный товар, ни продавцы, ни потребители не могут влиять на стоимость продукции. Ведь если производитель завышает цену, то покупатель уйдёт к его конкуренту, а при её занижении, не удовлетворяется спрос потребителей, нарушается их свободная конкуренция. Субъекты свободного рынка – это ценополучатели, они принимают её как должное.

Также представители обеих сторон имеют возможность в любое время заняться предпринимательством или закрыть не приносящую должного дохода фирму. Например, открытие своего предприятия и самостоятельная работа, наём рабочих и превращение во владельца капитала, покупка ценных бумаг и получение ежегодного дохода или инвестирование денежных средств в объект недвижимости и присвоение ренты.

Индивид имеет право обладать любой формой собственности. Законодательство не станет препятствием на пути возникновения новой фирмы и реализации её товара. Мобильность ресурсов и их свободное перемещение – вот характерные для чистой конкуренции признаки.

Участники конкуренции обладают полной информацией об основных условиях рынка: цена, технология, спрос и предложение, норма дохода и т. д. Отсутствуют коммерческие секреты, непредсказуемые события, неожиданные действия конкурентов. Объекты сами принимают решения на основе предоставленной информации.

Достоинства системы

Конечно, при данном подходе видны существенные достоинства системы:

  • Совершенная конкуренцияУкрепление структуры. Из-за многочисленности участников конкуренции силы распределяются оптимально, что способствует усилению рынка.
  • Обезличенное решение экономических проблем, без присутствия государственных служащих и бизнесменов.
  • Субъекты рынка могут самостоятельно выбирать вид деятельности, законодательство не ограничивает их в этом.
  • Здесь выигрывают и продавцы и покупатели, так как именно они своей слаженной и независимой работой формируют рыночную цену.
  • Эффективность производства налицо, так как цены равные, а затраты минимальны. Фирмы устанавливают цены в соответствии с затратами, которые они вынуждены уменьшать или их попросту вытеснят из рынка. Покупатели в выигрыше.
  • Благодаря свободному доступу к информации экономические ресурсы распределяются в производстве наиболее эффективно.
  • С помощью идеального рыночного механизма находится необходимое, в соответствии со спросом, число продавцов, им предоставляются требования от покупателей. Благодаря этому производители поддерживают высокую доходность, ведь если уровень затрат превышает равновесную стоимость, то они обязаны снизить их или уйти с рынка.

Недостатки концепции

Эта модель рынка предоставляет равные возможности для всех её участников, но результат зависит только от них самих. Ведь успех зависит не только от правильного распределения экономических ресурсов и удовлетворения желаний потребителя, но и от грамотного распределения финансов вначале.

Свободная конкуренция не обеспечивает общественными благами, она принимает в счёт только те затраты, которые фирма окупает. Стремление к увеличению дохода чаще всего приводит к ухудшению экологической ситуации и исчерпывание природных ресурсов.

Большое число мелких предпринимателей на рынке не могут сконцентрировать ресурсы так, чтобы использовать новые технологии в своей деятельности. Из-за однотипности продукции на рынке не учитываются предпочтения современного общества.

Несмотря на все преимущества идеального рынка, он не является совершенным. Конечно, рыночное саморегулирование имеет сильное влияние, но оно не способно справиться с основными экономическими проблемами.

Современный рынок далёк от абстрактного объекта совершенной конкуренции и предполагает причастность государства к решению реальных экономических проблем.